Лекция ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
(для 9 класса)
Вопросы пола - одни из самых
сложных в воспитании подрастающего поколения. Из ложного чувства стыда многие
родители стараются не касаться этой проблемы, пуская на самотек важные вопросы
развития и воспитания детей в этой сфере. Поэтому дети получают искаженные
сведения от друзей на улице и во дворе, в детском лагере и т. д.
Правда, в последние
годы в школьную программу для старшеклассников введен материал по половому
воспитанию и подготовке к семейной жизни. Но таким путем проблема решается лишь
частично, так как половому воспитанию надо уделять внимание не только в старшем
школьном возрасте, а гораздо раньше.
Вопросы пола изучает наука сексология.
Половое созревание подростков и юношества
Половая зрелость - это
способность иметь потомство. Процесс полового созревания охватывает
значительный отрезок времени в жизни человека. Особенно интенсивен он в подростковом
возрасте, и происходит не всегда плавно, а как бы скачкообразно.
В возрасте 13-15 лет мальчик физиологически
может стать отцом. Он должен понимать, что пора взросления - это большое
событие не только в биологическом, но и в социальном плане, так как теперь он
должен отвечать за собственное половое поведение. В это время очень велика роль
отца, учителя-мужчины или других старших по возрасту лиц мужского пола в
воспитании мальчика-подростка.
Девочка этого же возраста может
стать матерью, но ни морально, ни
материально она к этому еще не готова. Поэтому задача родителей и педагогов -
воспитывать в дочери высокие нравственные качества, ограждающие ее от раннего
вступления в половые связи и от раннего материнства.
Последствия полового созревания
для психики подростков
В это время могут наблюдаться некоторые нарушения психики
подростков. Иногда эти нарушения требуют вмешательства специалистов
(психоневрологов и психиатров), но чаще всего у детей нарушается поведение на
границе нормы. И здесь помощь могут оказать сами родители, если будут знать
причины таких нарушений.
Идет
бурная перестройка всего организма, это сопровождается временным нарушением процессов нервной системы.
Меняется эмоциональный фон поведения.
Эмоции подростка подвижны и противоречивы. Повышенная чувствительность,
вспыльчивость в мелочах может сочетаться с холодностью, черствостью и даже
жестокостью в значимых вопросах. Застенчивость легко переходит в развязность и
даже грубость. Подросток критикует старших, но не видит своих ошибок, завышает
оценку своих достоинств и возможностей. Или наоборот - принижает собственные
положительные качества.
Бурное
нарастание массы мускулатуры (на 10-12 % за 2-3 года) вызывает у мальчика-подростка ощущение прилива
сил, желание продемонстрировать их, что при неправильном воспитании выливается в хулиганские поступки. Поэтому одной
из важных воспитательных задач в это время является умелое, тактичное направление
инициативы и стремления к активной деятельности у старших подростков в русло
правильных, общественно-полезных поступков
(спортсекции, кружки, клубы по интересам, устройство летом на работу,
помощь в хозяйстве, дома и т. д.)
Непропорциональный
рост тела и конечностей создает иллюзию
неуклюжести. Подросток, стесняясь своего бурного роста, начинает горбиться,
сутулиться. Надо не замечать его неловкости, подбадривать и объяснять, что это
временное явление и что оно пройдет, когда закончится половое созревание. Изменяются
процессы возбуждения и торможения в головном мозге. В результате одни
становятся замкнутыми и нелюдимыми, а другие, наоборот, вспыльчивыми и
раздражительными. Надо иметь терпение общаться и с теми, и с другими не криком
и приказом, а беседой и убеждением, стараться достигнуть понимания.
Изменения в нервной системе
могут сопровождаться снижением работоспособности, интереса к учебе. Подросток
становится невнимательным, рассеянным, допускает ошибки, которых ранее не было.
Он может стать малоразговорчивым или, наоборот, чрезмерно говорливым. Мастерство взрослых состоит в том, чтобы расшевелить
первого и деликатно умерить пыл второго.
В период созревания
значительно изменяются отношения между полами: все более усиливается влечение
их друг к другу, желание нравиться. Подросток уже осознает себя как личность определенного пола и активно демонстрирует
соответствующее поведение. Подросток - уже не ребенок, но еще и не
взрослый. Поэтому в переходный период детям требуется особенно чуткое отношение
родителей и педагогов, понимание происходящих процессов. Нельзя отмахиваться от
трудностей подросткового возраста, перегибать палку в своих требованиях к
подростку.
Однако и потакать
появлению дурных наклонностей нельзя. Иногда подросток, начитавшись книг о
своем возрасте, говорит взрослым: «Что вы от меня хотите - у меня же переходный
возраст?!», оправдывая свои неблаговидные дела и поступки, а родители не
желают замечать его невоспитанности, очарованные «умными» речами.
Особенности
мужской и женской психики
По
общечеловеческим качествам оба пола равноценны, но женщины более эмоциональны, легко ранимы психически.
Различия могут быть и в особенностях мыслительной деятельности. Психологи
различают два крайних типа мышления:
1) наглядно-образное (предметно-чувственное),
2) абстрактно-логическое.
Люди с первым типом
лучше воспринимают конкретные предметы и
явления и на этой основе строят свою мыслительную деятельность, то есть
они мыслят предметно.
При втором типе люди мыслят на
основе отвлеченных словесных понятий и категорий, то есть абстрактно.
Абстрактно-логический
тип более присущ лицам мужского пола. Эта
особенность проявляется уже в начальных классах, где у мальчиков
успеваемость по математике, как правило, выше, чем у девочек. С возрастом эта особенность усиливается, и мальчики, как правило,
хорошо успевают по физике, математике, химии.
Для женского пола более характерно
наглядно-образное представление об окружающем мире. Уже в школе девочки лучше
усваивают гуманитарные науки (литературу, историю), они склонны обращать
внимание и запоминать такие детали и подробности, мимо которых проходят их
сверстники мужского пола. У женщин лучше развита способность различать запахи,
цвета, форму предметов. Их больше интересует назначение вещи, ее достоинства и
недостатки, а не внутренняя суть. Это ярко проявляется в обыденной жизни, когда
девочку (женщину) очень занимает ее внешний вид, наряды и украшения, она
жаждет внимания к своей внешности.
Наоборот, мальчики (мужчины) меньше заботятся
об одежде и внешнем виде, при встрече с чем-нибудь новым они задают вопросы
«отчего?», «почему?», «как это устроено?». Их интересует устройство различных
механизмов, принцип их работы. Мальчики охотно занимаются в кружках технического
творчества, часто ломают игрушки, чтобы узнать их строение. Это надо учитывать
при воспитании сыновей: не наказывать строго, а объяснять суть предметов и их
устройство.
В сфере межличностных отношений девочки
(женщины) более гибки и могут быстрее приспособиться к коллективу. Однако им
присуща повышенная эмоциональность, потребность в похвале, комплиментах,
чувствительность к оттенкам голоса (резкость тона, ироничность), способность
улавливать малейшее изменение лица собеседника
и манера трактовать все это как отношение к себе. Это нередко бывает
причиной необоснованных конфликтов и ссор в женском коллективе. Повышенная
эмоциональность - плохой советчик в выборе правильной линии поведения.
Школьницы зачастую критикуют учителей и товарищей по единичным, порой надуманным
пустякам. Часто плачут по несущественным причинам, возводят в степень простое
невнимание к себе или невзначай сказанное грубое слово, долго переживают это в
себе.
Мальчики (мужчины)
отличаются большей прямотой высказываний,
суждений и оценок, меньше учитывают душевное состояние человека при
налаживании с ним контактов. В школьном возрасте это выливается в конфликты, в
выяснения отношений, в драки со сверстниками, с девочками. Но жаловаться
взрослым они не любят, в отличие от девочек, которые по любому поводу ищут защиты
у взрослых, даже когда сами бывают зачинщицами в нарушении порядка. У
мальчиков-подростков наблюдается большая склонность к вредным привычкам:
курению, алкоголизму, наркомании. Им все хочется попробовать самим, стать как
бы первооткрывателями. Поэтому в этой сфере требуется большая профилактическая
работа.
Из всего сказанного видно, что
существуют определенные психические
различия между мальчиками и девочками. Поэтому с первых лет жизни в
мальчике надо воспитывать мужчину, а в девочке - женщину.
Методы и формы
полового воспитания
Воспитанность - это навыки поведения, привитые семьей, школой и окружающей средой и проявляющиеся в
делах и поступках.
Главная
роль здесь принадлежит семье, отцу и матери. Нормальный психологический климат в семье - основа жизненного благополучия. Семья - это та ячейка общества, где
ребенка быстрее всего поймут и помогут ему. К сожалению, не все родители понимают,
что им надо не только одевать и кормить своих детей, но и решать
многочисленные сложные вопросы воспитания, в том числе и полового.
Самый
главный и нужный воспитатель - это пример высокой нравственности родителей. Он сильнее всяких поучений.
Огромный вред воспитанию наносят родители, которые в присутствии детей
пьянствуют, сквернословят, рассказывают непристойные анекдоты, обнажают интимные человеческие отношения, не уважают
друг друга.
Отец может сто раз
твердить сыну о бережном рыцарском отношении к женщине, но это не даст
положительного результата, если он сам по-хамски относится к своей жене или
цинично говорит о других женщинах. Мать не вырастит высоконравственную дочь,
если сама допускает вольное поведение.
Дети всегда подражают
взрослым, поэтому только в семье они могут
научиться правилам, умениям и навыкам семейного поведения, отношениям
между полами.
«Что посеешь, то и
пожнешь!» - говорит народная мудрость. Зоркие
глаза и чуткие уши детей видят все, что творится в семье. В детстве они еще не
могут разобраться в конфликтах между родителями, но пройдет время, и кто знает,
к каким выводам они придут, какие дела и поступки станут совершать!
Здоровый
психологический климат в семье, атмосфера любви и дружбы, взаимоуважение - это залог
правильного семейного воспитания. Но вот ребенок растет, расширяется круг его
интересов, а у взрослых не хватает времени послушать его, побеседовать с ним.
Ссылаясь на занятость,
родители отмахиваются от его вопросов, вплоть до грубого окрика, запрета,
наказания. Так утрачиваются откровенные взаимоотношения ребенка с родителями, и
он начинает искать источник информации для своих вопросов на улице. Такая
подмена родительского воспитания «самовоспитанием», в надежде на то, что
«вырастет - поймет», является неверной и опасной. Особенно это опасно в половом
воспитании. Физиологические изменения подростков пугают их, вызывают
недоумение, стыд, замкнутость, или, наоборот, развязность, могут привести к
различным извращениям, ранней половой жизни. Сыну и дочери надо рассказать об
этих изменениях, научить их соблюдать меры гигиены. Нечего здесь стесняться и
стыдиться родителям, это естественное биологическое явление, свойственное всем
представителям живой природы. В крайнем случае по просьбе родителей это может
сделать врач или другой человек, имеющий соответствующие знания.
Важно
беседовать индивидуально, чтобы ребенок не стеснялся спросить обо всех волнующих его моментах. С дочерью
беседует мать, с сыном - отец. В школе эти знания расширяются на уроках
биологии, во время специальных бесед с врачами, где подросткам будет предложена
соответствующая литература.
15-18 лет - это возраст
окончания полового созревания и завершения процессов физического развития
организма. Нарастает уравновешенность психической деятельности, появляется серьезное
отношение к жизни. Однако отсутствие жизненного опыта может привести к неправильным
действиям и поступкам.
У многих молодых
людей не воспитано понимание интимности любовных отношений. И поэтому
свое глубоко личное чувство они не
стесняются выражать на виду у всех слишком уж безудержными поцелуями, вульгарными объятиями, а порой и совсем бесстыдными
позами, чрезмерно откровенно намекающими на физиологические взаимоотношения
между мужчиной и женщиной. Поэтому в беседах с молодыми людьми надо
подчеркивать, что такая демонстрация своих чувств оскорбительна для настоящей
любви. Она отражает неуважение и к себе, и к своему партнеру.
Девушки должны помнить, что их
слишком свободное поведение осуждается в среде юношей, они называют таких
девушек доступными, дешевыми или еще того хуже. А на вопрос: «Хотели бы вы, чтобы вашей женой стала слишком развязная,
легкодоступная девушка?» многие юноши дают отрицательный ответ.
Родители должны учить молодых
людей, что любовь - это не грубый секс, а высокое благородное чувство,
основанное на взаимном уважении, на
ответственности друг за друга, на восхищении моральными качествами
партнера.
Родители должны
готовить подростков к будущей семейной жизни. И делать это надо личным
примером, задушевными беседами, чтением произведений литературы, анализом
ошибок других молодых семей и т. д.