Родительское собрание в 9 классе «Быть
всегда рядом»
Цель: обсудить с родителями проблемы
воспитания подростков в семье, обменяться опытом семейного воспитания.
Форма: мастерская
общения.
ХОД СОБРАНИЯ
Начиная собрание, психолог обращается к словам Ю.
Рюрикова, взятыми в качестве эпиграфа собрания: «К воспитанию детей следовало бы относиться
как к самой важной из земных профессий».
Каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка.
Чтобы он стал его счастьем и гордостью. Быть родителем – кропотливый, нелегкий
труд. Русская пословица говорит: «Не мы на детей походим, а они на нас». Наш
сегодняшний разговор посвящен проблемам воспитания подростков в семье. Для
создания доверительной обстановки в классе предложить родителям сесть за парту
своего ребенка. Предложить родителям анкету, которая поможет понять свое
отношение к воспитанию ребенка.
Анкета для родителей
1. Вы заняты своими делами, а у ребенка возникли какие-то проблемы. Вы:
а) Оставите
свои дела и займетесь им;
б)
Попросите подождать;
в) «Не
лезь с пустяками, некогда».
2. Если вы совершили ошибку по отношению к ребенку, то:
а) Признаете
это и извинитесь;
б) Скажете,
что ошиблись;
в) Сделаете
вид, что вы правы.
3. Считаете ли вы , что с детьми надо советоваться по разным вопросам?
а) Да;
б) Иногда;
в) Нет.
4. Ребенок своим поступком вывел вас из себя.
а) Вы
сохранит самообладание;
б) Покажете
свое недовольство;
в) Накричите
и накажете.
5. Ребенок совершил проступок. Ваша реакция:
а) Поставите
себя на его место;
б)
Разберетесь и накажете;
в) Накажете
без разговоров.
6. Всегда ли вы воздерживаетесь от слов, которые могут ранить ребенка?
а) Да;
б) Иногда;
в) Никогда.
7. Выделяете ли вы день, когда ребенок делает, что хочет?
а) Да;
б) Иногда;
в)
Никогда.
8 Можете ли вы устоять против слез, просьб, если видите, что это каприз?
а) Да;
б) Иногда;
в) Никогда.
Вы знаете о проблемах подросткового возраста, как
порой нелегко бывает понять повзрослевшую дочь или сына и как мы сгоряча порой,
сами того не замечая, отдаляем ребенка от себя.
Многие дети, вступая в подростковый возраст, разительно
меняются. Из ласковых, спокойных и послушных они вдруг превращаются в ершистых,
неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает
родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах
его возникновения.
К 15 годам у ребенка накапливается немало проблем
подросткового возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляются
тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки
готовы «застревать» в положении «обиженного», «непонятого», искать выход из
трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся
преодолеть зависимость от взрослых. Порой возникают у них спонтанные
агрессивные реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.
Психологи посвятили много исследований проблемам
подросткового возраста. Они доказали, что на жизнь человека сильно влияет
чувство самоценности, проще – самооценка. Так, подростки с низкой самооценкой –
вполне способные! – хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, да и
потом, во взрослой жизни, не преуспевают. Все дело в том, что подростки склонны
к переживаниям, которые на профессиональном языке называются сверхценными.
Самые смехотворные и нелепые коллизии они склонны рассматривать чрезвычайно
серьезно, как вопрос жизни и смерти. Если вы вместе с ним сумеете обнаружить смешное
в происходящем, мы поможем им выбраться из кризиса. Но не будем забывать, как
бы искусственны и преувеличены ни казались нам переживания подростка, угрозу
его жизни они могут создать самую настоящую.
Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали,
уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах,
учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности,
совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в
зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают его,
терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным
отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и
муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.
Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только
из слов и отношения к себе близких. Образ ребенка строится извне, рано или
поздно он начинает видеть себя таким, каким его видят другие. Каждым обращением
к подростку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже
молчанием – мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о
нем, а часто – именно о нем.
Родителям надо помнить: если ребенок чувствует заботу,
любовь родителей, у него складывается ощущение: «Со мной все в порядке». А
постоянное недовольство со стороны родителей, наказание, а тем более
самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастности. В
результате подросток в конце концов может прийти к выводу: «Плохой, ну и пусть!
И буду плохим!» Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не
допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно
постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности.
Как же найти золотую середину, как избежать конфликтов с
собственным ребенком?
ПСИХОЛОГИ СОВЕТУЮТ
Далее предлагается родителям обсудить
ситуации семейного воспитания и высказать свои суждения:
И в заключение
собрания уместно предложить родителям памятки семейного воспитания