Конспект классного часа «Семья как основа общества»
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Есть такая притча.
Поселил Бог
женщину и мужчину в поле, научил их строить шалаш, дал мужчине лопату, а
женщине горсть зерна: «Живите и продолжайте род человеческий! Приду через год,
посмотрю, как тут у вас. На следующий год приходит Бог рано утром на восходе
солнца, видит, сидят мужчина и женщина у шалаша, перед ними созревает хлеб на
ниве, рядом с ними – колыбель, а в ней – ребенок. А мужчина и женщина смотрят
то небо алое, то в глаза друг другу. В те мгновения, когда их глаза
встречались, Бог видел в них какую-то неведомую силу, непостижимую для него
красоту. Эта красота была прекраснее неба и солнца,
земли и пшеничного поля, прекраснее всего, что слепил и смастерил Бог. Красота
эта до того потрясла, удивила, ошеломила Бога, что он сказал: «Как же так! Я
слепил человека из глины и вдохнул в него жизнь, но не смог создать такой
красоты. Откуда же она взялась и что такое эта красота? Это – любовь. Именно она
соединила ваши судьбы в одну. Это – любовь. Именно она дала жизнь вашим детям.
И именно благодаря любви у вас создалась здоровая, крепкая, дружная семья. Вот
это и есть счастье».
Происхождение
слова «СЕМЬЯ».
- А вы когда-нибудь задумывались над
происхождением слова «Семья»?
(Ответы учащихся.)
Теоретические основы понятия «СЕМЬЯ».
- В
современной социологии существует достаточно четкое определение понятия
«Семья». Обратимся к нему.
Семья – малая
социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством,
общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».
Семья считается одним из четырех
фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность
восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает
малой группой – самой сплоченной и
стабильной ячейкой общества.
Структура
семьи.
Структура семьи состоит из трёх
взаимосвязанных блоков отношений:
1 - природно-биологические, т.е.
половые и кровнородственные;
2 - экономические, т.е. отношения на
базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности;
3 - духовно-психологические,
нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской
любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными
нормами поведения.
-
Обратите внимание, что все три блока находятся в тесном взаимодействии. Не будь
хотя бы одного из компонентов – весь «паззл
семейных отношений» попросту разрушится.
6.Функции семьи.
- Именно данные блоки отношений позволяют формировать различные
социально значимые функции семьи.
Функции семьи – это способы
проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.
Во всех обществах семья
выполняла основные функции:
- воспроизводства
населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в
семье);
- воспитательная
функция – социализация
молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства
общества;
- хозяйственно-бытовая
функция - поддержание физического здоровья членов
общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
- экономическая –
получение материальных средств одних членов семьи для других,
экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных
членов общества;
- духовного общения –
развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
- социально-статусная –
предоставление определенного статуса членам семьи,
воспроизводство социальной структуры;
- досуговая – организация
рационального досуга, взаимообогащение интересов;
- эмоциональная – получение
психологической защиты, эмоциональной поддержки,
эмоциональная стабилизация индивидов и
их психологическая терапия;
- сфера первичного
социального контроля – моральная регламентация
поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также
регламентация ответственности и обязательств в отношениях между
супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений.
История эволюции
семьи.
- Безусловно, семейные ценности в разные исторические
времена были различны.
Древняя
Русь.
Большое влияние на взаимоотношения
между членами семьи оказалахристианская вера. В связи с этим
целесообразно разделить историю семейного воспитания на два периода:
дохристианский и христианский.
Семейно-брачные отношения до Крещения Руси
регулировались нормами обычая. Основа организации семьи – отношения между родственниками,
а не между мужем и женой. Заключение брака осуществлялось
путем похищения невесты женихом ("умычка"). Молодежь из разных
сел собиралась на берегах рек и озер на игрища с песнями и плясками, и
там женихи "умыкали" невест по предварительной совметнойдоговоренности,
так что слово "похищение" здесь, в общем-то, не подходит.
Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в
собственном доме.
Крещение, принесло на Русь многие нормы
византийского права, в том числе касающиеся семейно-брачных отношений.
Брачный возраст устанавливался по византийским законам в 14—15 лет для мужчин и
в 12—13 лет для женщин. Христианство запретило практиковавшееся на
Руси многоженство. Церковные уставы запрещали
супружескую измену. Церковь рассматривала брак не только как
плотский союз, но и как духовный, поэтому браки
допускались лишь между христианами. Совершение брака
после Крещения Руси должно было происходить в форме церковного венчания.
Домострой
(XVI – XIX вв.)
В XVI веке
основным документом, регулировавшим семейные отношения, являлся «Домострой».
Роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко.
Обязанность главы семьи – забота о
благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена
обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу. Кроме
того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей –
обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и
жена принимают совместно.
Главная обязанность детей – любовь к
родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости.
Эпоха правления
Петра положила начало развития семейного права, как
одной из составляющих общей правовой структуры государства. Один из первых указов
провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому указу,
родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были
приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку.
Возраст для вступления в брак
был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для вступления в
брак необходимо было получить согласие родителей
независимо от возраста жениха и невесты.
Женщина получает возможность обращаться в суд с требованием защиты
от жестокого обращения.
Таким образом, с XVI века
постепенно происходит процесс государственного вмешательства в
компетенцию церкви по брачно-семейным делам. Создаются
органы, регулирующие эти отношения.
XX-XXI вв.
Основным изменением в
семейно-брачных отношениях начала XX века является
установление равенства полов, их равноценность для общества.
Патриархально-традиционный образ семейной жизни постепенно заменяется на
равноправие супругов, сознательное регулирование деторождения, усиление роли
межличностного общения и отчетливое стремление к включению молодого поколения в
культурную традицию общества. Семья уже не выглядит структурой,
подавляющей индивидуальность личности.
8.
Проблемы семьи.
- К сожалению, созданные семейные союзы подвержены
действию разрушительных факторов, влияющих на прочность брака и семьи в
современном обществе. Какие проблемы современной семьи вы считаете основными?
•
Увеличение
числа разводов;
•
Уменьшение
рождаемости;
•
Большое
количество неполных семей;
•
Социальное
сиротство (родители лишены родительских прав, дети воспитываются в детских
домах);
•
Конфликт поколений, вынужденных жить
зачастую в стесненных жилищных условиях и приспосабливаться друг к другу;
•
Смена
приоритетов с воспитательного на
экономический и др.
10.
Вывод об основных семейных ценностях.
-
Какие ценности, на ваш взгляд, лежат в основе семейного счастья?
- Почему семья считается основой
общества